Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Портовый грузчик | RSS
Четверг
28.11.2024
06:27

"История пиратства"

официальное приложение к сайту гильдии Российский Элитный Флот


Меню сайта



Морские волки

Пираты

Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Уголовный кодекс РФ, статья 227

Повязка на глазу. Деревянная нога. Сережка из золотого дублона в ухе. Матерящийся попугай на плече. Головной убор потертая треуголка или платок-бандана. Иззубренная сабля в одной руке и стальной крюк на другой. Клочковатая борода. Бочонок рома. Сундук с сокровищами. Скрип снастей, свист соленого ветра, грохот пушек, драки в портовых тавернах, а когда придет время виселица либо морское дно. Что это писательский вымысел или реальность? Приключенческая романтика или ложный бандитский шарм?

Свистать всех наверх, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о легендарных пиратах, лихорадка их задери! Держите нос по ветру, ведь речь идет не о древнегреческих разбойниках, якорь им в спину, и не о китайских морских налетчиках, нет, тысяча чертей! Сейчас вы познакомитесь с настоящими карибскими пиратами!

Поклонники разбоя

Пиратство всегда считалось тяжким преступлением — не потому, что обязательно было сопряжено с убийствами и насилием, а в силу того, что торговые суда, находящиеся в открытом море, чрезвычайно уязвимы. Любое мало-мальски серьезное повреждение чревато затоплением либо потерей ходовых качеств (что в условиях дальнего плавания равноценно гибели).

Подвергшись грабежу на улице, купец может закричать «Караул!» — и есть шанс, что его услышит стража. В море звать на помощь практически бесполезно — даже в наши дни подмога приходит поздно, и нападающим зачастую удается скрыться. Именно поэтому с точки зрения международного права пираты считаются hostes humani generis — врагами рода человеческого. Пиратское судно может быть задержано или (если окажет сопротивление) потоплено кораблем любого государства.

Морских разбойников называют по-разному. Самый распространенный термин — пират (pirata в переводе с латыни означает «попытка»). Чуть менее известны буканьеры (buccaneers). Изначально эти люди были вольными охотниками, жившими на островах Карибского моря. Они имели привычку жарить мясо на деревянных рамках — буканах, и звали этот метод приготовления пищи «барбико» (отсюда появилось «барбекю»).

Впоследствии слово «буканьер» распространилось на пиратов. Одним из самых знаменитых буканьеров был Генри Морган (1635—1688) — он заработал кучу денег, вернулся в родную Британию и даже получил рыцарский титул.

Генри Морган. В юности был рабом, а умер британским рыцарем.

Испанцы называли пиратов пикаронами (picar — «преследовать»).

Флибустьеры (от искажения датских слов vrij — свободный и buit — добыча) отличались от корсаров (от итальянского corso — погоня) и каперов тем, что действовали без санкции правительства, зачастую из неких благородных побуждений. Этот термин применялся к лихим «приключенцам», самовольно захватывавшим территории Мексики и островов Карибского моря, однако впоследствии понятия «флибустьеры», «каперы» и корсары» слились — под таковыми стали пониматься узаконенные пираты.

Дело в том, что, начиная с 17 века, правительства противоборствующих стран охотно выдавали специальные разрешения — каперские свидетельства на захват и уничтожение неприятельских судов, а также судов нейтральных стран, перевозивших грузы для врагов. С виду каперство было похоже на одну из форм ведения войны. К примеру, «вольные бойцы» вносили в государственную казну залог на случай ошибочного ограбления союзного или нейтрального судна. Однако на практике это было обычным разбоем, причем очень живучим — каперство было официально запрещено лишь в 1856 году на международном Парижском конгрессе.

Одним из самых известных каперов был сэр Фрэнсис Дрейк (1540—1596). О престижности этой «профессии» говорит хотя бы тот факт, что Дрейк был вторым командующим офицером английского флота в знаменитой битве с испанской «Непобедимой Армадой» (1588).

Фрэнсис Дрейк. Нелепая судьба: капитан, разбивший испанцев, умер от банальной дизентерии.

Это интересно

Сэр Фрэнсис Дрейк был первым в мире командиром экспедиции, действительно совершившим кругосветное путешествие (Магеллан умер в пути, а оставшиеся корабли вел Хуан Себастьян де Эль Кано).

Морское логово

«Золотым веком» пиратства считается период с конца 16 по начало 18 века. В данной статье мы поговорим только о карибском пиратстве (не о каперстве, а именно о пиратстве), которое было самом наглым, массовым и, если можно так сказать, популярным.

Карибы — группа из примерно 7000 островов, рифов и отмелей к северу от Центральной Америки. Идеальный климат, выгодное местоположение для торговли... Что еще было нужно испанцам и португальцам, чтобы основать здесь свои колонии? С легкой руки Колумба эту территорию нарекли Вест-Индией, а по названию воинственной индейской народности карибов — Карибскими островами.

Острова Карибского моря.

Слова «ураган» и «игуана» пришли к нам из карибского языка.

В 15—16 веках Испания буквально пухла от золота. Галеоны перевозили тонны презренного металла, притягивавших к себе грабителей не хуже магнита. До конца 16 века испанцы поддерживали на Карибах относительный порядок, однако после того, как их могущество было подорвано Британией, этот регион стал предметом ожесточенной конкуренции между ослабевшими «сверхдержавами» (Испания, Португалия) и новыми претендентами на статус колониальных государств (Дания, Британия, Франция).

Лакомые кусочки: каравелла и галеон.

В этом хаосе и появились знаменитые карибские пираты. Почему? Судите сами: огромные незаселенные пространства, маленькие поселения противоборствующих стран, лабиринты островов, где можно спрятаться от военного флота, изобильная природа (протяни руку — и бери), политическая неразбериха, а главное — золото. Очень много золота буквально повсюду. Догони торговый корабль, утопи его команду — и ты богат, как венецианский купец. Сделай так несколько раз — и твоему состоянию позавидуют иные европейские аристократы.

Основными пиратскими центрами в Карибском море были остров Тортуга и город Порт-Рояль.

Веселый Роджер

Наиболее известный пиратский символ — флаг «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Вероятно, его название было заимствовано из французского (joli rouge — милый красный), так как в реальности пираты предпочитали использовать знамя цвета крови. Наемные корсары поднимали его вместе с национальным флагом своей страны. Красный цвет говорил о том, что в случае сопротивления вся команда будет убита.

Эн Рид и Энн Бонии — две самые известные пиратки.

Тем не менее, некоторые пираты наверняка использовали и черного «Веселого Роджера». Насчет происхождения данного флага имеется несколько легенд, например о том, что черное полотнище ранее поднималось на мачтах кораблей, перевозивших прокаженных. Это было предупреждением для остальных судов. Пираты могли идти на подобную хитрость, чтобы отпугнуть от себя излишне любопытных.

Рисунок на черном знамени появился тоже не случайно. Череп и крест (скрещенные полосы, либо кости) в то время часто использовались в символике некоторых европейских армий. Особо удачливые пираты с удовольствием заимствовали подобные рисунки в качестве своих «фирменных логотипов».

В росписи пиратских флагов традиционно фигурировали череп и кости (череп над костями, либо поверх них). Нередко художник исполнял целый скелет, державший в руках песочные часы, либо копье, протыкающее сердце.

Веселый Роджер — варианты дизайна.

Встречался и эксклюзив. На флаге капитана Томаса Тью была изображена рука, сжимающая саблю, а знаменитый пират Джек Рэкхэм, прозванный «Ситцевый Джек» из-за привычки одеваться в хлопчатобумажную одежду, демонстрировал свой вариант знамени, на котором вместо костей стояли две скрещенные сабли.

«Веселый Роджер» колыхался на мачте не постоянно. Он считался скорее «боевым флагом» и выбрасывался только во время атаки. На флоте до сих пор сохранились древние традиции поднимать некое особое знамя по тому или иному поводу (при атаке противника или возвращении на базу после успешного похода). В промежутках между грабежами пираты предпочитали маскироваться, используя какое-либо государственное знамя — в зависимости от того, в чьих водах они находились.

Польская подлодка «Сокол» возвращается на базу, подняв пиратский флаг. Свастика означает, что был подбит немецкий корабль.

Также существует мнение, что черное и красное знамя могли использоваться комбинировано. «Веселый Роджер» служил своеобразным психологическим оружием, информируя торговое судно о том, что «неплохо бы и поделиться». Если это был «фирменный флаг» кого-нибудь из известных, кровожадных пиратов, команда преследуемого корабля быстро теряла волю к победе и сдавалась на милость победителя. А если торговое судно не останавливалось, пираты выбрасывали красный флаг, наглядно заявляя: «Cами виноваты».

Это интересно

По нынешним меркам испанский дублон (типичная «пиратская валюта») стоит около 90 евро.

Все на палубу!

Несмотря на то, что о пиратах мы знаем с детства и долгое время их окутывает дымка приключенческой романтики, вряд ли кто-либо из нас всерьез заблуждается относительно их реальной природы. Пираты — редкостные мрази и негодяи, а этот сорт людей одинаков во все времена. Прежние бандиты, как и нынешние, не отличались умом и грамотностью. Они жили по волчьим законам своего дикого криминального мира, думали только о благах сегодняшнего дня, были жадны, жестоки и трусливы.

Развлечения пиратов: скачки на монахах.

Как стать пиратом? Путей было множество — от бунта на корабле до вербовки единомышленников и кражи небольшого шлюпа из порта. Предположим, у нас есть доброе судно и команда отъявленных головорезов. Каждый из них «сам за себя», любой, не задумываясь, воткнет «коллеге» нож в спину. Чтобы превратить это блатное сборище в организованную боевую команду, требовались базовые правила, или, как их ныне принято называть, — «понятия».

Развлечения пиратов: пленника заставляют пить до потери сознания.

Собравшись, первым делом пираты заключали друг с другом договор. В нем устанавливались нормативы дележа добычи (надо сказать — довольно запутанные). Команда обязывалась подчиняться капитану (о нем позднее), за нарушение приказов или за кражу у товарищей следовало жестокое наказание — как правило, смерть или высадка на необитаемом острове с небольшим запасом воды, боеприпасов и каким-нибудь ручным оружием, что, в общем-то, было равноценно смерти: обычно людей высаживали не в зеленом пальмовом раю, а на голую скалу посреди моря.

Развлечения пиратов: пленника гоняют вокруг мачты.

За драку на корабле или использование открытого огня полагались плети (по библейским правилам — 39 штук, так как в древности считалось, что 40 плетей уже смертельны; именно поэтому апостол Павел получил от иудеев 39 ударов). За ненадлежащее исполнение своих обязанностей — уклонение от боя, плохой уход за оружием — пират лишался доли добычи и подвергался наказанию на усмотрение капитана. За лишение девицы чести против ее воли назначалась смертная казнь.

Пираты обычно были «застрахованы». В случае утраты какой-либо части тела в бою им полагались повышенные выплаты из общей доли.

Развлечения пиратов: отдых после удачного набега.

Слова «пираты» и «демократы» рифмуются не зря. Капитанская должность была выборной. Обычно голосовали за самого опытного «морского волка», знакомого с регионом и маршрутами торговых судов. Но власть капитана не была абсолютной. Большинство пиратов раньше служили на военных кораблях. А те обычно возглавлялись аристократами — не потому, что они были исключительно хорошими мореходами, а потому, что так было принято.

Капитаны «голубой крови» не скупились на зуботычины и поддерживали дисциплину за счет исключительной строгости. Многие военные суда того времени напоминали плавучие тюрьмы. Пираты, сбежавшие от ужасов «морфлота» на вольные хлеба, реагировали на несправедливость очень болезненно. Если капитан впадал в немилость команды, его без лишних слов отправляли на корм рыбам или высаживали на необитаемом острове.

Раздел добычи. Рисунок Говарда Пайла.

Вторым лицом на корабле был квартирмейстер (он же — интендант). Если капитан заведовал навигацией и общими вопросами управления, то квартирмейстер — также выборный — отвечал за хозяйственную часть. Его основной функцией было распределение: повседневной работы на судне, пороха, еды, воды, награбленной добычи; а также исполнение наказаний, назначенных капитаном. Фактически, в период между сражениями реальная власть принадлежала именно ему.

Квартирмейстер прекрасно был осведомлен о загруженности пиратских трюмов и мог решить, что именно следует забирать с захваченного корабля. Он «на глаз» определял стоимость вещей, разнимал драки, служил секундантом на дуэлях, а также нередко возглавлял абордажные команды.

В подчинении у капитана и квартирмейстера находился боцман, причем чаще всего не один, а несколько. У каждого боцмана был свой участок работы на корабле. Вопреки распространенному мнению, они не просто шпыняли матросов, курили трубку и дули в свисток, а трудились, закатав рукава.

Пираты также очень ценили плотников, канониров и хирургов. Захватив какой-нибудь корабль, они часто искали среди его команды представителей этих профессий и вынуждали их перейти на свою сторону (угрозами, подкупом, либо и тем, и другим).

Пиратская дуэль. Рисунок Говарда Пайла.

На абордаж!

Самый распространенный пиратский корабль — быстроходный шлюп, обычно используемый рыбаками. Вооружение — от 6 до 10 небольших пушек на верхней палубе. Размеры шлюпов могли сильно варьироваться, поэтому численный состав команды колебался в пределах от 20 до 90 человек.

Вооруженный шлюп. Снимок из перспективной многопользовательской игры «Пираты бурного моря» (выходит в этом году).

Эти корабли в любом случае не были приспособлены для длинных морских переходов и затяжных боев. Типичная пиратская тактика выглядела так: догнать беззащитный корабль, обчистить его и спешно ретироваться под прикрытие ближайших островов для дележа добычи и пополнения запасов провианта. Лишь самые «отмороженные» пираты отваживались драться с военными судами — такие обычно долго не жили (хороший пример — Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода»: вел себя слишком нагло и пиратствовал всего 2 года).

Капитан Черная Борода в своем последнем бою с капитаном Робертом Мэйнаром. Справа — итоги боя.

Наиболее распространенным названием пиратских кораблей было «Месть».

В разгаре абордажа.

Захват происходил очень просто. Пиратское судно заходило с кормы или с носа (чтобы не попасть под бортовые пушки жертвы, если таковые у нее найдутся) и выбрасывало флаг, предупреждая о своих намерениях. Капитану торгового корабля предстояло принять непростое решение. Во-первых, он должен был оценить — реальная ли это угроза или блеф. Во-вторых, хороший капитан владел информацией обо всех пиратах в этом регионе и мог определить, кто именно атакует их.

Если это оказывались «честные» пираты, щадившие команду, то наиболее разумным решением была капитуляция. Если же за агрессором тянулся кровавый след, то торговцам имело смысл дать бой и подороже продать свои шкуры. Даже несколько залпов из единственной бортовой пушки могли отпугнуть пиратов, ведь они искали легкой наживы, а не случайной смерти.

Абордажная сабля.

Наихудшим вариантом развития событий была перестрелка, сближение (захват бортов веревочными кошками) и абордаж. Для битвы с командой чужого корабля пираты обычно применяли абордажные сабли — укороченные и утяжеленные. С их помощью можно было не только эффективно драться в ограниченном пространстве, но и рубить канаты, ломать двери — словом, делать то, с чем не справился бы более легкий или длинный клинок.

Настоящим «королем» пиратского вооружения был пистолет — компактный и очень удобный для того, чтобы одним движением пальца почти гарантированно отправить противника на тот свет. Хороший пистолет был штучным товаром. Он стоил очень дорого, но, так как от его работы напрямую зависела жизнь, любой пират отдал бы что угодно за один, а еще лучше два «ствола». Ружья ценились чуть меньше, но тоже считались престижным оружием.

На некоторых кораблях существовало правило: те, кто первыми идут на абордаж (а это было равносильно самоубийству, так как первая волна атакующих попадает под единственный в таких случаях оружейный залп и буквально прыгает на штыки), имеют право взять себе любое трофейное оружие сверх причитающейся доли в добыче.

Это интересно

Пираты действительно носили золотые серьги. В те времена бытовало поверье, что, проколов ухо, можно улучшить зрение. Кроме того, считалось, будто монета в ухе может послужить платой за пропуск в загробный мир (монеты на глазах покойного — аналогичное суеверие). В случае утраты глаза пират действительно мог носить повязку, однако этому стереотипу существует и другое объяснение. Одна из версий гласит, что пираты, стоящие на вахте либо идущие ночью в бой, могли закрывать здоровый глаз повязкой, чтобы в случае внезапного ослепления (вспышкой, взрывом) можно было воспользоваться глазом, уже привыкшим к темноте.

Морская жизнь

Повседневный пиратский быт вряд ли заслуживает зависти. Первое, что вы заметите, взойдя на борт какой-нибудь «Черной жемчужины», — это вонь. Представьте себе смесь запаха тухлой рыбы и застарелого пота. А на нижних палубах будет еще хуже. Причины просты: банных удобств на борту не имелось, а чистая пресная вода являлась роскошью.

Свободного места на таких кораблях было мало. Пираты проявляли здоровый прагматизм и брали с собой как можно больше припасов. Все грузы были прочно зафиксированы и никогда не болтались по палубам. Если небольшой, но тяжело экипированный корабль начинало болтать по волнам и балансировка груза нарушалась, он запросто мог перевернуться.

Список пиратской добычи, проданной «по знакомству» одному из островных губернаторов.

Пространство между корпусом и нижней палубой было частично засыпано балластом. Обшивка судна в любом случае пропускала воду, которая скапливалась в этой секции. Со временем она начинала тухнуть и испускать жуткую вонь. В самых запущенных случаях гнило даже днище судна. Неудивительно, что воду периодически (а во время шторма — постоянно) требовалось откачивать. Эта грязная работа назначалась в качестве наказания, либо на нее отряжались новички.

Пират Жак Соре грабит Гавану.

Другие прелести пиратской жизни — крысы, блохи, вши, иногда даже ядовитые пауки и скорпионы, заносимые с островов. Провиант складировался в нижних трюмах, поэтому грызуны зачастую питались лучше людей. Ловля этих паразитов была не забавой, а насущной необходимостью.

В наши дни трудно представить себе масштабы присутствия грызунов на старинных кораблях. Известен случай, когда на испанском галеоне было уничтожено свыше 4000 крыс — и это всего за одно плавание с Карибов в Европу.

Деликатесы, захваченные на других кораблях (и предназначавшиеся исключительно для офицеров), честно делились между всеми пиратами. Однако основной рацион составляла солонина и сухари. Дневной паек матроса того времени обычно составлял около 200 граммов сушеного мяса и 700 граммов сухарей (добавьте к этому еще изнурительный труд по 16 часов в сутки).

Тело капитана Кидда, повешенное на всеобщее обозрение.

Воды было мало. Матросу полагалась 1 кварта (около литра) воды в день. А как насчет йо-хо-хо и бутылки рома? Да, традиционным напитком пиратов считается именно ром, однако он использовался скорее в медицинских целях — добавлялся в подпорченную питьевую воду, чтобы отбить мерзкий вкус и дезинфицировать ее. Этот коктейль вошел в историю под названием грог. Впрочем, если дисциплина на корабле была слабой, ром употреблялся неразбавленным — помногу и часто. Пьянство погубило многих удачливых пиратов.

Хотите спать? Устраивайтесь поудобнее. Только у капитана есть отдельная комната с кроватью (на практике — обычной скамьей). Остальные спят где придется: на бухтах канатов, на мешках с зерном или просто там, куда не попадают брызги воды.

Захват корабля. Рисунок Говарда Пайла.

Почувствовали зов природы? На этот случай есть так называемые «сады» (существовало выражение «сходить в сад»), а проще говоря — дырки в палубе, вырубленные на носу корабля. Очень популярное место на корабле, так как качество пищи оставляло желать лучшего, да и тропические болезни не дремали. Кстати — никакой приватности, здесь все свои.

Это интересно

Вопреки легендам, пираты не устраивали тайников с сокровищами, предпочитая сбывать «улов» за бесценок и проматывать легкие деньги. Единственный, кто якобы делал оставил клад, был капитан Кидд. Ходили слухи, что он спрятал часть своей добычи на некоем острове у атлантического побережья США.

* * *

В крупнейших странах мира пиратство уже искоренено. Сегодняшние потомки флибустьеров встречаются только у берегов Африки и в Молуккском проливе, подтверждая общее правило: эта морская зараза может завестись лишь в водах слабых государств. Стихия пиратов — вовсе не море, а безвластие.

А как насчет фантастики? Здесь корсары уже давно покинули Землю. Их можно встретить и во вселенной «Звездных войн», и в «Звездном пути», и в «Вавилоне 5»... Может, это даже к лучшему, но, положа руку на сердце — ведь иногда так хочется забыть о рокоте космодрома и вспомнить старые истории про таинственный остров, скелет матроса под дубом и сундук с золотыми дублонами!



Форма входа


Календарь новостей

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск


Друзья сайта


Статистика



 Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz