Русские каперы
Русская
история хранит имена людей, которых мы сегодня можем назвать пиратами,
таких как Степан Тимофеевич «Стенька» Разин или полковник Беневский.
Однако, они воспринимались в России как бунтовщики и предатели: Россия,
в течение долгих веков не имевшая выхода к морю, никогда не была
пиратской державой, наподобие Англии или Португалии. Тем не менее, российские государи прибегали к помощи каперов
во время войн. Так, известно, что в период войны 1558-1583 года Иван
Грозный создал каперскую флотилию под командованием известного датского
пирата Костена Роде для нарушения торговли между Литвой, Швецией и
Польшей.
Она
базировалась на острове Эзель и в портах датского острова Борнхольм.
Действия пиратов были весьма успешны: за один только 1570 год ими было
захвачено двадцать два торговых судна с ценными грузами. В конце концов
датский король приказал арестовать русских корсаров, когда они находились на своей базе.
Во время Северной войны (1700-1721) активно использовал каперов Петр Первый. Сенатским указом 1716 года предписывалось выдать поручику Ладыжевскому и подпоручику Лоуренсу Берлогену паспорта «чтобы каперить им шведские суда». В Морском уставе и Регламенте об управлении адмиралтейством было также оговорена возможность использования в военных операциях каперов и изложены подробные правила дележа добычи. Ко временам царствования Петра относится и попытка принятия под власть российской короны пиратской общины на Мадагаскаре, сорвавшаяся из-за плохой подготовки экспедиции.

Уже в девятнадцатом веке адмирал Синявин от имени и с разрешения российских властей выдавал каперские свидетельства жителям Ионических островов для борьбы с французами. Однако после окончания Крымской войны (1853-1856) Морская конвенция отменяет каперство. Тем не менее о каперах вспомнили еще один раз, в 1878 году, когда был создан Добровольный флот. Его суда в случае войны легко могли быть переоборудованы во вспомогательные крейсера, используемые против Англии.