| Русские каперы
Русская
история хранит имена людей, которых мы сегодня можем назвать пиратами,
таких как Степан Тимофеевич «Стенька» Разин или полковник Беневский.
Однако, они воспринимались в России как бунтовщики и предатели: Россия,
в течение долгих веков не имевшая выхода к морю, никогда не была
пиратской державой, наподобие Англии или Португалии. Тем не менее, российские государи прибегали к помощи каперов
во время войн. Так, известно, что в период войны 1558-1583 года Иван
Грозный создал каперскую флотилию под командованием известного датского
пирата Костена Роде для нарушения торговли между Литвой, Швецией и
Польшей. Она
базировалась на острове Эзель и в портах датского острова Борнхольм.
Действия пиратов были весьма успешны: за один только 1570 год ими было
захвачено двадцать два торговых судна с ценными грузами. В конце концов
датский король приказал арестовать русских корсаров, когда они находились на своей базе.
Во время Северной войны (1700-1721) активно
использовал каперов Петр Первый. Сенатским указом 1716 года
предписывалось выдать поручику Ладыжевскому и подпоручику Лоуренсу
Берлогену паспорта «чтобы каперить им шведские суда». В Морском уставе
и Регламенте об управлении адмиралтейством было также оговорена
возможность использования в военных операциях каперов и изложены
подробные правила дележа добычи. Ко временам царствования Петра
относится и попытка принятия под власть российской короны пиратской
общины на Мадагаскаре, сорвавшаяся из-за плохой подготовки экспедиции.
Уже
в девятнадцатом веке адмирал Синявин от имени и с разрешения российских
властей выдавал каперские свидетельства жителям Ионических островов для
борьбы с французами. Однако после окончания Крымской войны (1853-1856)
Морская конвенция отменяет каперство. Тем не менее о каперах вспомнили
еще один раз, в 1878 году, когда был создан Добровольный флот. Его суда
в случае войны легко могли быть переоборудованы во вспомогательные
крейсера, используемые против Англии.
|
|